Современные модели взаимодействия образовательного учреждения с семьей

«Современные модели взаимодействия образовательного учреждения с семьей»

 

Новикова Н.Н. – учитель

МБОУ Жуковская СОШ №1

 

Обоснование актуальности проблемы

 

 Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.    Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Известный школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.

  Статистические данные последних лет  свидетельствуют об увеличении числа неполных и опекунских семей, ухудшении материального положения полных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и, как результат – снижение учебно-познавательной мотивации  и успешности школьников.

На сегодняшний день портрет современного родителя  оставляет желать лучшего.

С какими родителями  школе приходится вступать в деловые отношения сегодня?  Какого  родителя педагогический коллектив мечтает  видеть  в школе?

Портрет современного родителя

Портрет идеального родителя

Занятой, не имеющий свободного времени и желания заниматься проблемами семьи (ребенка)

Уделяющий  время воспитаниюи расположенный к общению с ребенком

Пассивный

Активный участник – партнер ребенку  в учебном процессе

Неуверенный в успехе ребенка

Уверенный  в успехеребенка

Имеющийнизкую  общую культуру

Стремящийся повысить свой культурный уровень

Необладающий педагогическими знаниями

Стремящийся к получению педагогических знаний для адекватного и позитивного взаимодействия с ребенком

Перекладывающий воспитание на третье лицо

Расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнерские отношения

Авторитарный, стремящийся к контролю

Родитель- наставник, советчик, друг

Эгоист

Ориентирован не только на себя, но и на ребенка

      

Психологи и социологи выделяют 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.

1-й тип: семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семья, характеризующаяся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтная семья. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучная семья, в которой процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучная семья, для которой характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такая семья требует постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

      Актуальность создания новых моделей взаимодействия семьи и школы  обусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания на государственном уровне, осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании школьников. Но не все родители понимают важность взаимодействия семьи и школы, поэтому трудноидут с ней на контакт. Данное противоречие определило проблему — отсутствие эффективного взаимодействия семьи и школы в рамках современного ОУ

 

 

Стратегия решения проблемы

 

Цель   – создать условия для эффективного взаимодействия семьи и школы.

 

Задачи  :

  1. Стимулировать родителей и учащихся  к эффективному взаимодействию со школой, используя различные направления совместной деятельности.
  2. Вовлечь родителей в образовательную деятельность своих детей.
  3. Использовать  как новые, так и традиционные формы и методы работы с семьей.
  4. Формировать позитивное отношение  родителей и учащихся к школе.
  5. Организовать творческую деятельность для реализации совместных проектов.

 

  Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.

Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка как школы, так и семьи.

Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания.

Несмотря на теоретическую разработанность проблемы взаимодействия школы и семьи на практике зачастую результаты теоретических исследований используются весьма ограниченно. Формализация процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа-семья». Несмотря на это, и школа, и родители осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный заряд.

Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике породило кризис имеющейся системы взаимодействия школы и семьи. В целях разрешения сложившегося кризиса системы взаимодействия семьи и школы необходимо создание технологии эффективного взаимодействия школы и семьи.

Сложившаяся практика построения взаимодействия школы и семьи характеризуется рядом противоречий, среди которых:

— противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской ответственности в сфере воспитания;

— противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и семейное воспитание;

— противоречие между наличием у школы и семьи потребности во взаимодействии в процессе воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного взаимодействия;

— противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и отсутствием опоры на теоретические наработки такого взаимодействия на практике;

— противоречие между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей.

 

Модель

эффективного взаимодействия

 «ученик – родитель-учитель»

Основные направления работы школы с родителями:

·         государственное общественное управление

·         информационно- просветительское

·         образовательное

·         художественно-эстетическое

·         хозяйственно-трудовое

·         профориентационное

·         спортивно-оздоровительное

1.  Государственно-общественное управление

Цель – обеспечить условия для постоянного и ответственного взаимодействия в управлении образованием с одной стороны, образовательного учреждения, с другой стороны, родительской общественности.

Содержание деятельности: привлечение родительской общественности к управлению образовательным учреждением.

Государственно-общественное управление образованием (ГОУО) –   включает:

1) деятельность по обеспечению функционирования образовательной сферы:

·        участие в подготовке, принятие и реализация нормативно-правовой базы образования;

·        определение направлений расходования дополнительных материальных и финансовых средств;

·        оценку рациональности использования выделяемых государством ресурсов;

·        организация обсуждения готовящихся и принятых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования;

·        обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области образования, полнотой реализации прав обучающихся, родителей и работников образовательных учреждений;

·        создание условий для  гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса;

·        привлечение в систему образования сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов сферы образования и др.,

2) содействие совершенствованию деятельности и развитию сферы образования:

·        разработка  и реализация соответствующих проектов, программ, в том числе направленных на модернизацию и демократизацию образования;

·        совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности в сфере управления (изучение интересов и потребностей участников образовательного процесса, общества и государства);

·        проведение экспертизы проектов, обсуждение предлагаемых идей реформирования и модернизации сферы образования;

·        выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие;

·        разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах сферы образования;

·        изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации образовательных систем и учреждений.

Направления развития  системы государственно-общественного управления

— организация в образовательных учреждениях новых социально ориентированных проектов;

— изучение удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования, которое предлагают образовательные учреждения;

— повышение информационной открытости образовательных учреждений потребителям образовательных услуг и ряд других.

Открытое ОУ, участниками образовательного процесса которого являются социальные партнеры, родители, педагогический коллектив, учащиеся для создания  эффективного взаимодействия семьи и школы.  На сегодняшний день во многих образовательных учреждениях существуют только школьные родительские комитеты, которые осуществляют формальную функцию управления. Эффективность управленческого направления зависит от того, насколько будет обеспечено право родителя участвовать в решении финансового, кадрового и содержательного вопроса  и принимать участие в школьном соуправлении.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые формы взаимодействия

Родительский комитет школы

Попечительский совет школы

Управляющий совет школы

 Совет Отцов

Рабочие группы по разработке и реализации конкретных задач управления школой

 

 

2.  Информационно-просветительское направление

 

Цель — создать единое информационное пространство для эффективного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

Содержание деятельности:

  • информирование родителей о деятельности ОУ;
  • сопровождение родителей  в решении возникающих проблем;
  • организация образовательной деятельности родителей;
  • вовлечение родителей в информационное пространство ОУ.

Существующие  формы взаимодействия

Предлагаемые  формы взаимодействия

Сайт

Письмо родителям.

Информационные стенды, телефон доверия, горячая линия

 Скайп-чаты

Оформление выставок творческих работ

Электронный дневник

Родительские конференции, семинары, круглые столы

Индивидуальные беседы с родителями

Но на сегодняшний день информационное направление недостаточно востребовано родителями. Необходимо вводить новые формы информационного взаимодействия с родителями.

3.  Образовательное направление

Цель —  способствовать активному участию родителей в обучении и воспитании ребенка.

Содержание деятельности:

  • привлечение родителей к участию в обучении и воспитании ребенка;
  • обеспечение родителей актуальной  информацией  о достижениях ребенка;
  • организация, при необходимости, просвещения родителей  о способах  адекватного взаимодействия с ребенком и  возможностях его развития.

Для реализации данного направления  предлагается систематически проводить:

    • «День открытых  дверей», где будут демонстрироваться  достижения ребенка, учителя и родителя, которые  должны быть партнерами в образовательном процессе.
    • Индивидуальные консультации родителей по воспитанию ребенка, в рамках которых им будет предоставляться информация о возможностях и способностях  ребенка.
    • Встречи со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения для снятия индивидуальных проблем учащихся.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые  формы взаимодействия

Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю.

 Урок-соревнование детей и родителей.

Создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.

 

Урок — практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения.

Бинарные уроки — совместное изучение информационных технологий. Знакомят родителей с возможностями современных образовательных технологии. Учитель использует информационные технологии в учебно-воспитательном процессе, в том числе и ресурсы Интернет, организует промежуточный и итоговый контроль знаний с помощью компьютерных программ.

 

 Открытый урок — эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы, города, района, области.

Семейная олимпиада, в рамках которой  учащиеся и их родителя являются участниками конкурсов по разным предметам.

День открытых дверей — это праздник класса, где демонстрируются только положительные достижения учителя и ребенка, это своеобразный итог новой ступеньки достижений детей, родителей, учителя. Эта форма позволяет родителям увидеть, как строит учитель процесс обучения, как адаптируется ребенок к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты. Родители замечают, на что нужно обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать от сверстников.

 

Общественные смотры знаний, неделя «На отлично», где родитель является экспертом достижений своего ребенка.

 

 

4.  Спортивно-оздоровительное направление

Цель — формировать у учащихся и их родителей идеологию здорового образа жизни через взаимодействие школы, учащегося и его семьи.

 

Содержание деятельности:

  • привлечение родителей к совместным спортивно-оздоровительным мероприятиям;
  • проведение бесед с родителями о важности  и необходимости вести здоровый образ жизни;
  • обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся, учителей и родителей  за счет создания безопасных и комфортных условий обучения.

 Планируемые  мероприятия:

  • «День здоровья» совместно с родителями;
  • соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья»;
  •  тематические родительские собрания «За здоровый образ жизни» с привлечением специалистов, которые раскрывают особенности организации питания и закаливания школьников;
  •  «День туриста» с привлечением родственников для кратковременных походов и длительных экскурсий;
  • «День лыжника», в рамках которого будут проводиться семейные  соревнования;
  •  встречи семейного оздоровительного клуба с организацией совместного выезда на природу.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые  формы взаимодействия

Туристические походы совместно с родителями

Семейный физкультурно-оздоровительный клуб

Клуб как социально-педагогическое явление представляет собой единство разнообразия, интеграцию познавательной, развивающей, коммуникативной деятельности родителей и детей, в основе которой лежит свободный поиск путей формирования здорового стиля жизни, интереса к физической культуре, творчеству

«Дни здоровья» совместно с родителями

Тематические дни, например, «День туриста», «День лыжника»

Декада «За здоровый образ жизни»

Конкурс «Лучший спортивный класс школы»

Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

Тематические родительские собрания, конференции

 

 

5.  Профориентационное направление

Цель — привлечь родителей  к активному участию в профессиональной ориентации детей.

Содержание деятельности:

  • организация родителями экскурсий на предприятия, на которых они работают;
  • проведение родителями встреч с интересными людьми;
  •  создание семейных проектов.

Данное направление сегодня в школе не развито.

            В выборе профессии для детей родители ориентируются в основном на «престижность», на возможность получения «хорошей профессии», которая обеспечит в будущем соответствующее материальное благополучие и возможность продвижения по карьерной лестнице.

Практика показывает, что многие родители не имеют достаточно ясных представлений об интересах своих детей, либо, не учитывая их интересы и увлечения, принуждают их  к выбору нелюбимой профессии.

Существующие  формы взаимодействия

Предлагаемые  формы взаимодействия

Проведение тематических родительских собраний (общешкольных, классных)

Беседа родителей со школьниками о будущей профессии.

Лектории для родителей

Семейный проект 

Родитель-экскурсовод (в учебные заведения, на предприятия, по городу и т.д.)

Родитель-руководитель кружка, спортивной секции, художественной студии, школьного театра.  

Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников

Родитель-консультант по организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

Анкетирование родителей учащихся

  

Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

 

 

 

6.  Художественно-эстетическое направление

Цель — формировать культуру как часть общего духовного развития всех участников образовательного процесса.

Содержание деятельности:

  • приобщение к национальному и мировому наследию;
  • стимулирование эмоционально-ценностного отношения учащихся и родителей к отечественной культуре;
  • организация деятельности учащихся и родителей в творческих делах.

            В художественно-эстетическом направлении участие родителей позволит

неформально подойти к  организации экскурсий на выставки в музеи, театры,  концерты.  В этом направлении предлагается организация выставок работ родителей, концерта с участием родителей, спектакля, где родители и учащиеся играют главные и второстепенные роли.

Существующие  формы взаимодействия

Предлагаемые  формы взаимодействия

Экскурсии

Посещение музеев

Участие в выставках и конкурсах художественной самодеятельности

 Коллективные творческие дела

Организация кружков, секций, клубов родителями

Просмотр спектаклей, кинофильмов

 

 

7.  Хозяйственно-трудовое направление

Цель — приобщить учащихся с родителями к трудовой деятельности, которая способствует социализации личности.

Содержание деятельности:

  • организация совместных с родителями трудовых десантов и субботников;
  • проведение «Ярмарки семейных дел»;
  • организация и проведение для учащихся трудовой практики на предприятиях их родителей.

Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых дети будут жить и работать. Наибольшую ценность представляет образованный человек, у которого есть отзывчивость, энергия, воля, потребность к творческому труду; ему присущи активность, умение вдумываться, оценивать и понимать ситуацию. Необходимо усилие школы в восстановлении семейных традиций. Ценности детей, их интересы, жизненные планы, отношения с людьми во многом зависят от мира семьи, от ее духовно–нравственных ценностей.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые  формы взаимодействия

Трудовые десанты, рейды, субботники, ярмарки, выставки предметов художественного промысла, выполненные совместно с родителями

  Аукционы поделок

Благотворительность, спонсорство, ремонт

Трудовая практика на предприятиях родителей

Ожидаемые  результаты

Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, которое проявляется

  • в активной позиции учащихся и их родителей по отношению к школе;
  • во внимательном отношении родителей к достижениям учащихся;
  • в расширении  форм взаимодействия семьи и школы;
  • в позитивном отношении  родителей и учащихся к школе;
  • в реализации совместных творческих проектов учащихся, родителей и педагогов.

   Реализация «Модели эффективного взаимодействия «ученик – родитель — учитель» обеспечит создание учебно-воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной жизни.

 

 Заключение

   «Модель  эффективного взаимодействия семьи и школы: «ученик-родитель-учитель», ориентированная на создание партнерских отношений детей, родителей и педагогов в совместной деятельности.

            При успешной ее реализации, появятся общие интересы у ребенка, родителей и учителей, а их более тесное общение укрепит взаимопонимание между ними и сделает их партнерами в образовательном и воспитательном процессе. Совместная деятельность изменит отношение родителей не только к достижениям своих детей, но и к школе в целом,  которое проявится  в реализации семейных проектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.