«Современные модели взаимодействия образовательного учреждения с семьей»
Новикова Н.Н. – учитель
МБОУ Жуковская СОШ №1
Обоснование актуальности проблемы
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Известный школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.
Статистические данные последних лет свидетельствуют об увеличении числа неполных и опекунских семей, ухудшении материального положения полных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и, как результат – снижение учебно-познавательной мотивации и успешности школьников.
На сегодняшний день портрет современного родителя оставляет желать лучшего.
С какими родителями школе приходится вступать в деловые отношения сегодня? Какого родителя педагогический коллектив мечтает видеть в школе?
Портрет современного родителя |
Портрет идеального родителя |
Занятой, не имеющий свободного времени и желания заниматься проблемами семьи (ребенка) |
Уделяющий время воспитаниюи расположенный к общению с ребенком |
Пассивный |
Активный участник – партнер ребенку в учебном процессе |
Неуверенный в успехе ребенка |
Уверенный в успехеребенка |
Имеющийнизкую общую культуру |
Стремящийся повысить свой культурный уровень |
Необладающий педагогическими знаниями |
Стремящийся к получению педагогических знаний для адекватного и позитивного взаимодействия с ребенком |
Перекладывающий воспитание на третье лицо |
Расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнерские отношения |
Авторитарный, стремящийся к контролю |
Родитель- наставник, советчик, друг |
Эгоист |
Ориентирован не только на себя, но и на ребенка |
Психологи и социологи выделяют 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
1-й тип: семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2-й тип: семья, характеризующаяся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
3-й тип: конфликтная семья. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4-й тип: внешне благополучная семья, в которой процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: неблагополучная семья, для которой характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такая семья требует постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.
Актуальность создания новых моделей взаимодействия семьи и школы обусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания на государственном уровне, осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании школьников. Но не все родители понимают важность взаимодействия семьи и школы, поэтому трудноидут с ней на контакт. Данное противоречие определило проблему — отсутствие эффективного взаимодействия семьи и школы в рамках современного ОУ
Стратегия решения проблемы
Цель – создать условия для эффективного взаимодействия семьи и школы.
Задачи :
- Стимулировать родителей и учащихся к эффективному взаимодействию со школой, используя различные направления совместной деятельности.
- Вовлечь родителей в образовательную деятельность своих детей.
- Использовать как новые, так и традиционные формы и методы работы с семьей.
- Формировать позитивное отношение родителей и учащихся к школе.
- Организовать творческую деятельность для реализации совместных проектов.
Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.
Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка как школы, так и семьи.
Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания.
Несмотря на теоретическую разработанность проблемы взаимодействия школы и семьи на практике зачастую результаты теоретических исследований используются весьма ограниченно. Формализация процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа-семья». Несмотря на это, и школа, и родители осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный заряд.
Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике породило кризис имеющейся системы взаимодействия школы и семьи. В целях разрешения сложившегося кризиса системы взаимодействия семьи и школы необходимо создание технологии эффективного взаимодействия школы и семьи.
Сложившаяся практика построения взаимодействия школы и семьи характеризуется рядом противоречий, среди которых:
— противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской ответственности в сфере воспитания;
— противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и семейное воспитание;
— противоречие между наличием у школы и семьи потребности во взаимодействии в процессе воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного взаимодействия;
— противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и отсутствием опоры на теоретические наработки такого взаимодействия на практике;
— противоречие между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей.
|
Основные направления работы школы с родителями:
· государственное общественное управление
· информационно- просветительское
· образовательное
· художественно-эстетическое
· хозяйственно-трудовое
· профориентационное
· спортивно-оздоровительное
1. Государственно-общественное управление
Цель – обеспечить условия для постоянного и ответственного взаимодействия в управлении образованием с одной стороны, образовательного учреждения, с другой стороны, родительской общественности.
Содержание деятельности: привлечение родительской общественности к управлению образовательным учреждением.
Государственно-общественное управление образованием (ГОУО) – включает:
1) деятельность по обеспечению функционирования образовательной сферы:
· участие в подготовке, принятие и реализация нормативно-правовой базы образования;
· определение направлений расходования дополнительных материальных и финансовых средств;
· оценку рациональности использования выделяемых государством ресурсов;
· организация обсуждения готовящихся и принятых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования;
· обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области образования, полнотой реализации прав обучающихся, родителей и работников образовательных учреждений;
· создание условий для гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса;
· привлечение в систему образования сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов сферы образования и др.,
2) содействие совершенствованию деятельности и развитию сферы образования:
· разработка и реализация соответствующих проектов, программ, в том числе направленных на модернизацию и демократизацию образования;
· совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности в сфере управления (изучение интересов и потребностей участников образовательного процесса, общества и государства);
· проведение экспертизы проектов, обсуждение предлагаемых идей реформирования и модернизации сферы образования;
· выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие;
· разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах сферы образования;
· изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации образовательных систем и учреждений.
Направления развития системы государственно-общественного управления
— организация в образовательных учреждениях новых социально ориентированных проектов;
— изучение удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования, которое предлагают образовательные учреждения;
— повышение информационной открытости образовательных учреждений потребителям образовательных услуг и ряд других.
Открытое ОУ, участниками образовательного процесса которого являются социальные партнеры, родители, педагогический коллектив, учащиеся для создания эффективного взаимодействия семьи и школы. На сегодняшний день во многих образовательных учреждениях существуют только школьные родительские комитеты, которые осуществляют формальную функцию управления. Эффективность управленческого направления зависит от того, насколько будет обеспечено право родителя участвовать в решении финансового, кадрового и содержательного вопроса и принимать участие в школьном соуправлении.
Существующие формы взаимодействия |
Предлагаемые формы взаимодействия |
Родительский комитет школы |
Попечительский совет школы |
Управляющий совет школы |
Совет Отцов |
Рабочие группы по разработке и реализации конкретных задач управления школой |
|
2. Информационно-просветительское направление
Цель — создать единое информационное пространство для эффективного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
Содержание деятельности:
- информирование родителей о деятельности ОУ;
- сопровождение родителей в решении возникающих проблем;
- организация образовательной деятельности родителей;
- вовлечение родителей в информационное пространство ОУ.
Существующие формы взаимодействия |
Предлагаемые формы взаимодействия |
Сайт |
Письмо родителям. |
Информационные стенды, телефон доверия, горячая линия |
Скайп-чаты |
Оформление выставок творческих работ |
|
Электронный дневник |
|
Родительские конференции, семинары, круглые столы |
|
Индивидуальные беседы с родителями |
Но на сегодняшний день информационное направление недостаточно востребовано родителями. Необходимо вводить новые формы информационного взаимодействия с родителями.
3. Образовательное направление
Цель — способствовать активному участию родителей в обучении и воспитании ребенка.
Содержание деятельности:
- привлечение родителей к участию в обучении и воспитании ребенка;
- обеспечение родителей актуальной информацией о достижениях ребенка;
- организация, при необходимости, просвещения родителей о способах адекватного взаимодействия с ребенком и возможностях его развития.
Для реализации данного направления предлагается систематически проводить:
- «День открытых дверей», где будут демонстрироваться достижения ребенка, учителя и родителя, которые должны быть партнерами в образовательном процессе.
- Индивидуальные консультации родителей по воспитанию ребенка, в рамках которых им будет предоставляться информация о возможностях и способностях ребенка.
- Встречи со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения для снятия индивидуальных проблем учащихся.
Существующие формы взаимодействия |
Предлагаемые формы взаимодействия |
Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю. |
Урок-соревнование детей и родителей. Создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.
|
Урок — практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения. |
Бинарные уроки — совместное изучение информационных технологий. Знакомят родителей с возможностями современных образовательных технологии. Учитель использует информационные технологии в учебно-воспитательном процессе, в том числе и ресурсы Интернет, организует промежуточный и итоговый контроль знаний с помощью компьютерных программ.
|
Открытый урок — эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы, города, района, области. |
Семейная олимпиада, в рамках которой учащиеся и их родителя являются участниками конкурсов по разным предметам. |
День открытых дверей — это праздник класса, где демонстрируются только положительные достижения учителя и ребенка, это своеобразный итог новой ступеньки достижений детей, родителей, учителя. Эта форма позволяет родителям увидеть, как строит учитель процесс обучения, как адаптируется ребенок к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты. Родители замечают, на что нужно обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать от сверстников. |
|
Общественные смотры знаний, неделя «На отлично», где родитель является экспертом достижений своего ребенка. |
4. Спортивно-оздоровительное направление
Цель — формировать у учащихся и их родителей идеологию здорового образа жизни через взаимодействие школы, учащегося и его семьи.
Содержание деятельности:
- привлечение родителей к совместным спортивно-оздоровительным мероприятиям;
- проведение бесед с родителями о важности и необходимости вести здоровый образ жизни;
- обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся, учителей и родителей за счет создания безопасных и комфортных условий обучения.
Планируемые мероприятия:
- «День здоровья» совместно с родителями;
- соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья»;
- тематические родительские собрания «За здоровый образ жизни» с привлечением специалистов, которые раскрывают особенности организации питания и закаливания школьников;
- «День туриста» с привлечением родственников для кратковременных походов и длительных экскурсий;
- «День лыжника», в рамках которого будут проводиться семейные соревнования;
- встречи семейного оздоровительного клуба с организацией совместного выезда на природу.
Существующие формы взаимодействия |
Предлагаемые формы взаимодействия |
Туристические походы совместно с родителями |
Семейный физкультурно-оздоровительный клуб Клуб как социально-педагогическое явление представляет собой единство разнообразия, интеграцию познавательной, развивающей, коммуникативной деятельности родителей и детей, в основе которой лежит свободный поиск путей формирования здорового стиля жизни, интереса к физической культуре, творчеству |
«Дни здоровья» совместно с родителями Тематические дни, например, «День туриста», «День лыжника» Декада «За здоровый образ жизни» |
Конкурс «Лучший спортивный класс школы» |
Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» |
|
Тематические родительские собрания, конференции |
|
5. Профориентационное направление
Цель — привлечь родителей к активному участию в профессиональной ориентации детей.
Содержание деятельности:
- организация родителями экскурсий на предприятия, на которых они работают;
- проведение родителями встреч с интересными людьми;
- создание семейных проектов.
Данное направление сегодня в школе не развито.
В выборе профессии для детей родители ориентируются в основном на «престижность», на возможность получения «хорошей профессии», которая обеспечит в будущем соответствующее материальное благополучие и возможность продвижения по карьерной лестнице.
Практика показывает, что многие родители не имеют достаточно ясных представлений об интересах своих детей, либо, не учитывая их интересы и увлечения, принуждают их к выбору нелюбимой профессии.
Существующие формы взаимодействия |
Предлагаемые формы взаимодействия |
Проведение тематических родительских собраний (общешкольных, классных) |
Беседа родителей со школьниками о будущей профессии. |
Лектории для родителей Семейный проект Родитель-экскурсовод (в учебные заведения, на предприятия, по городу и т.д.) |
Родитель-руководитель кружка, спортивной секции, художественной студии, школьного театра. |
Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников |
Родитель-консультант по организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время. |
Анкетирование родителей учащихся |
|
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений. |
|
6. Художественно-эстетическое направление
Цель — формировать культуру как часть общего духовного развития всех участников образовательного процесса.
Содержание деятельности:
- приобщение к национальному и мировому наследию;
- стимулирование эмоционально-ценностного отношения учащихся и родителей к отечественной культуре;
- организация деятельности учащихся и родителей в творческих делах.
В художественно-эстетическом направлении участие родителей позволит
неформально подойти к организации экскурсий на выставки в музеи, театры, концерты. В этом направлении предлагается организация выставок работ родителей, концерта с участием родителей, спектакля, где родители и учащиеся играют главные и второстепенные роли.
Существующие формы взаимодействия |
Предлагаемые формы взаимодействия |
Экскурсии Посещение музеев |
Участие в выставках и конкурсах художественной самодеятельности |
Коллективные творческие дела |
Организация кружков, секций, клубов родителями |
Просмотр спектаклей, кинофильмов |
|
7. Хозяйственно-трудовое направление
Цель — приобщить учащихся с родителями к трудовой деятельности, которая способствует социализации личности.
Содержание деятельности:
- организация совместных с родителями трудовых десантов и субботников;
- проведение «Ярмарки семейных дел»;
- организация и проведение для учащихся трудовой практики на предприятиях их родителей.
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых дети будут жить и работать. Наибольшую ценность представляет образованный человек, у которого есть отзывчивость, энергия, воля, потребность к творческому труду; ему присущи активность, умение вдумываться, оценивать и понимать ситуацию. Необходимо усилие школы в восстановлении семейных традиций. Ценности детей, их интересы, жизненные планы, отношения с людьми во многом зависят от мира семьи, от ее духовно–нравственных ценностей.
Существующие формы взаимодействия |
Предлагаемые формы взаимодействия |
Трудовые десанты, рейды, субботники, ярмарки, выставки предметов художественного промысла, выполненные совместно с родителями |
Аукционы поделок |
Благотворительность, спонсорство, ремонт |
Трудовая практика на предприятиях родителей |
Ожидаемые результаты
Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, которое проявляется
- в активной позиции учащихся и их родителей по отношению к школе;
- во внимательном отношении родителей к достижениям учащихся;
- в расширении форм взаимодействия семьи и школы;
- в позитивном отношении родителей и учащихся к школе;
- в реализации совместных творческих проектов учащихся, родителей и педагогов.
Реализация «Модели эффективного взаимодействия «ученик – родитель — учитель» обеспечит создание учебно-воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной жизни.
Заключение
«Модель эффективного взаимодействия семьи и школы: «ученик-родитель-учитель», ориентированная на создание партнерских отношений детей, родителей и педагогов в совместной деятельности.
При успешной ее реализации, появятся общие интересы у ребенка, родителей и учителей, а их более тесное общение укрепит взаимопонимание между ними и сделает их партнерами в образовательном и воспитательном процессе. Совместная деятельность изменит отношение родителей не только к достижениям своих детей, но и к школе в целом, которое проявится в реализации семейных проектов.